^Вверх

Март 2024
28
Четверг
Joomla календарь

Уважаемые родители!

Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени: одни родители заняты на работе или по дому, другие не знают, как играть с ребенком, а третьи свободное время отводят на то, чтобы позаниматься с детьми, а не поиграть с ними.

Но нельзя забывать, что свое понимание картины мира и отношение к ней дети отражают в самой близкой и понятной для них деятельности - игре. И игра вдвойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей.

В любой семье родителям, конечно, по мере материальной возможности, необходимо позаботиться о создании условий для разнообразной игровой деятельности своего ребенка. Хорошо, когда условия позволяют обустроить для ребенка отдельную детскую комнату. А если таких возможностей нет?

В таком случае вполне реально обустроить для ребенка игровой уголок.

Каким должен быть домашний игровой уголок? Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?

Чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего, отметим, что игровой уголок - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

Надеемся, что приведенные ниже рекомендации помогут вам обустроить игровой уголок ребенка так, чтобы он стал его любимым местом.

1. Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол - простой, незатейливый, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонной, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (оптимальный размер 50x70 см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.п. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребенку). Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

2. Обязательные элементы игрового уголка - открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух-трех полок, по высоте доступных руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время (без помех для окружающих). Эту "напольную" часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком (примерно 70x70 см). Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий.

3. Необходимо заранее согласовать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Нужно продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации, можно «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку, фотографировать и т. п.) и только после этого убирать игрушки для хранения.

4. При наполняемости игрового уголка обязательно учитывать возраст ребенка. Приведем пример необходимого минимума, который составит основу игрового уголка ребенка от 2-х лет и на протяжении всего дошкольного возраста.

Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка) и антропоморфное мягкое животное (в классическом варианте - плюшевый медвежонок). Такие игрушки-персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребенка, объектами его эмоциональной привязанности (сохраняющейся очень долго). Непременное дополнение к этим персонажам - игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).

Для конструирования (одновременно и для игры) понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал (к тому же очень прочный), который ничто не может заменить и который пригодится ребенку вплоть до школы.

Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополняться по мере расходования).

Материалы для лепки, рисования и конструирования (то есть для продуктивной деятельности) - это одновременно и объекты для практического исследования (для постижения свойств и качеств предметов).

Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезными) кубиками.

На стеллаже отведем место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций дает мощный импульс развитию ребенка).

5. Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка, необходимо в 4-5 лет пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.

Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика) с приложением в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут "населять" эти макеты и позволят ребенку выстроить целый "игровой мир". Эти игрушки открывают неисчерпаемые возможности для творческой игры.

Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа "Лего" (сооружения из него пригодятся ребенку и для "игрового мира").

Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребенок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребенка к копированию образцов и к собственному творчеству.

Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок ("истории в картинках"), лото с более сложным содержанием (для классификации) и, самое главное, должны появиться материалы для освоения письменной речи и счета: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.

Нужны и более сложные настольные игры домино и шашки.

6. Современное общество потребления с рекламой на каждом шагу навязывает слишком много ненужного. Как противостоять этому, избежать соблазнов?

Не приучать ребенка глазеть на витрины. Если идти с ним в магазин игрушек, то уж целенаправленно - за заранее обсужденной и выбранной, "вымечтанной" игрушкой.

Надо иметь в виду, что избыток игрушек (игровой уголок, похожий на магазин), плохо сказывается на развитии ребенка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности.

К тому же есть количественные пределы вместимости игрового уголка (или даже детской комнаты). Нельзя набить его как мешок даже очень полезными игрушками.

7. Периодически проводить ревизию и рассортировывать игрушки и игровой материал, которые накопились. Игрушки, которые ребенок явно перерос, убрать. Игровые материалы, которые еще привлекают ребенка и полезны для его развития, можно сложить в один из контейнеров в игровом уголке. Однако надо иметь в виду, что дети - большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство и не создавали мешающий сосредоточиться калейдоскоп.

8. Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.

9. Чем руководствоваться родителям при подборе игрушек для дошкольника? Конечно, любая игрушка должна быть эстетичной (радовать глаз), безопасной (в плане краски, материала и т.п.), развлекать ребенка, поскольку игра - это, по определению, деятельность, доставляющая удовольствие.

Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из следующих принципов:

игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами), т.е. должны соотноситься со спецификой деятельности;
игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребенка двух лет - не то же самое, что игра ребенка шести лет);
игрушки должны соотноситься с полом ребенка (навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, например кукол мальчикам, а ковбойского снаряжения девочкам, начиная с четырех лет, может привести к искаженному личностному развитию, нарушению полоролевой идентификации ребенка).

10. Играйте вместе с детьми! Это поможет вам лучше понять друг друга, найти больше точек соприкосновения, сделает вашу семью дружнее и крепче. Играя с ребенком, наблюдая за ним в игре, вы сможете лучше разобраться в особенностях характера вашего сына или дочери.

11. Не бойтесь вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. Ребенок учится, не только играя и манипулируя предметами сам, но и на опыте окружающих, тем более близких людей.

12. Главное - проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить.