^Вверх

Апрель 2024
26
Пятница
Joomla календарь

vdp161

Разный взгляд на мир, разные интересы и, самое главное, - разный ритм жизни. Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время, как и пространство, является универсальной базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Понятие времени – одно из самых сложных для детей. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направление – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать". Время нельзя увидеть, потрогать, попробовать на вкус. О его существование ребенок может судить лишь по косвенным признакам. С момента рождения ребенок ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются социальной средой. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим уметь ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, создает основу для развития таких качеств личности как: организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучение в школе и в повседневной жизни. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени."Чувство времени" может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знания эталонов времени. Младенец кричит, так как настало время кормления. У него еще нет обобщения "чувства времени", оно остается связанным только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалось. Овладение же мерами времени и применение их, дает возможность пользоваться "чувством времени" более широко, в разнообразных условиях. Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время понимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Восприятие времени – это, прежде всего отражение продолжительности явлений объективного бытия, их течения в пределах того или иного отрезка времени. То, что мы называем восприятием времени, есть не что иное, как отражение в сознание человека объективного времени. Первые элементарные понятия о времени дети получают довольно рано. Уже малыш знает, сколько ему лет, употребляет в своей речи слева «вчера», «завтра», «скоро», «медленно», «раньше», «после» и т. д. Однако за этими словами обычно скрываются довольно туманные, расплывчатые представления.Дети дошкольного возрастапочти совершенно не умеют регулировать длительность своих игр, занятий. Их начало и окончание зависят больше от настроения, увлеченности, от случайных обстоятельств или от прямого вмешательства взрослого. Вот почему дошкольники не могут самостоятельно соблюдать установленный для них режим и нуждаются здесь в постоянном контроле со стороны родителей и воспитателей. Вместе с тем именно в ходе выполнения режима у детей вырабатываются первые привычки, связывающие определенную деятельность с определенным временем. В этом смысле действенно воспитывает сама строгость соблюдения распорядка дня — как по содержанию, так и по своевременному исполнению каждого требования.

Становясь для ребенка жизненно важной, потребность в точной ориентации во времени, в свою очередь, формирует такие важные качества поведения, как организованность и дисциплинированность, самостоятельность и собранность, в целом ускоряет развитие юной личности. Наряду с названными привычками и качествами важно выработать у дошкольников ясные представления и понятия о времени, учить их определять длительность времени, знакомить с его исчислением в течение суток, формировать умение сознательно рассчитывать время в ходе работы, учить практически пользоваться часами. Уже при выполнении гигиенических процедур или других требований режима обратите внимание малыша на то, что каждое из них требует определенного времени. Фиксируя его по часам, вы сообщаете ребенку, что на умывание он потратил столько минут, на одевание — столько-то, на завтрак — столько-то. Все эти методы будут способствоватьразвитию чувства времени у детей дошкольного возраста Полезно создавать у дошкольников практическое ощущение длительности разных отрезков времени (одна минута, три-пять минут, полчаса, час и т. д.). Скажем, предложите малышу посидеть молча, без движения одну минуту, чтобы почувствовать, как долго она длится.

Затем в течение той же минуты предложите ему поиграть с мячом, или порисовать, или заняться каким-либо другим делом. Такие задания не только помогут ему реально ощутить длительность минуты. Он почувствует, что сама эта длительность по-разному воспринимается в зависимости от того, чем она заполнена.Связывайте представление детей о времени с их пространственными представлениями, с тем или иным объемом ребячьей деятельности. Скажем, на какое расстояние от данного места можно отойти в течение одной минуты? Научившись считать,ребенок старшего дошкольного возраставыразит это расстояние в шагах. Одновременно он обнаружит, что в минуту шагов может быть больше или меньше, смотря по тому, насколько быстро шагать. Так практически в детском сознании укрепится представление о разных возможностях минуты — в зависимости от темпов и интенсивности деятельности. Такого рода упражнения можно проводить в ходе различных детских занятий и игр, беря также разные временные промежутки. По мере того какчувство времени будет развиваться у ребенка, сами задания полезно усложнять. Скажем, дать ему какое-либо поручение и попросить прикинуть, за какое время он сумеет его выполнить. А потом проверить по часам. Или, наоборот, после выполнения поручения попросить определить, сколько минут он затратил на него. И сверить по часам с действительным расходом времени. Такой навык принесет неоценимую пользу школьнику, когда ему придется планировать свои учебные занятия, общественные дела, домашние обязанности и надо будет наперед более или менее точно рассчитывать свое время. Уже рано, в старшем дошкольном возрасте, ребенок может научиться практически пользоваться часами. В доступной форме покажите и объясните ему функции секундной, минутной и часовой стрелок. Назначение первых двух он непосредственно усвоит, связывая их движение с длительностью своих игр, занятий, с выполнением того или иного поручения и временем, в которое оно укладывается. Назначение часовой стрелки он лучше усвоит, сопоставляя ее движение с общим распорядком дня и переходом от одного вида деятельности к другому. Чувство времени воспитывается не только на основе ориентации в пределах минут, часов, суток. Важно научить детей ориентироваться и в более крупных промежутках времени— неделя, месяц, год. Для этого полезно опираться как на постоянные явления и события (сезонные явления природы, праздничные календарные даты, выходные дни), так и на отдельные памятные события, имевшие место в семье, в школе. Познакомьте ребенка с понятиями года, месяца, недели, с последовательностью месяцев в году и дней в неделе. Ему можно дать поручение: следить за календарем, отрывать листки, помнить, какой ныне год и месяц, какой сегодня день. С первых детских лет развивайте у ребенка ощущение ценности времени. Учите измерять его и разумно распределять в течение дня, воспитывайте отвращение к пустому времяпрепровождению. Уже младший школьник должен обладать хорошоразвитым чувством времени: знать, сколько часов он занят в школе, сколько времени требуется для приготовления уроков, как долго он может гулять, точно, без опозданий являться на занятия или возвращаться домой, обладать общей привычкой к четкому соблюдению режима. От умения ориентироваться во времени во многом зависят школьные успехи ребенка, поэтому приступить кразвитию чувства времени у детейважно ужев старшем дошкольномвозрасте. В результате всех этих усилийу детей уже дошкольного возрастане толькоразовьется чувство времени, но и прочно закрепится потребность беречь каждый час, сложится стойкое отвращение к пустому, бездеятельному времяпрепровождению. Они приучатся сознательно рассчитывать свое время, разумно распределять и, главное, рационально и экономно его использовать. И это позволит им не только успешно учиться, но и много читать, заниматься спортом, искусством, жить разносторонней жизнью. Знакомство с единицами времени разумнее выстроить в соответствии с принципами целесообразности, то есть в соответствии с жизненной ситуацией, с теми явлениями, с которыми ребенок сталкивается чаще всего. Это могут быть и времена года, и месяцы, и дни недели, и время суток. Время является регулятором жизни и учебной деятельности ребенка с первого класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различия. Ко всем требованиям, которые предъявит ребенку школа, ко всем видам деятельности, которые ожидают ребенка в школе, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.

Если вы хотите такой жизни для своих детей — научите их ценить время.