^Вверх
Становясь для ребенка жизненно важной, потребность в точной ориентации во времени, в свою очередь, формирует такие важные качества поведения, как организованность и дисциплинированность, самостоятельность и собранность, в целом ускоряет развитие юной личности. Наряду с названными привычками и качествами важно выработать у дошкольников ясные представления и понятия о времени, учить их определять длительность времени, знакомить с его исчислением в течение суток, формировать умение сознательно рассчитывать время в ходе работы, учить практически пользоваться часами. Уже при выполнении гигиенических процедур или других требований режима обратите внимание малыша на то, что каждое из них требует определенного времени. Фиксируя его по часам, вы сообщаете ребенку, что на умывание он потратил столько минут, на одевание — столько-то, на завтрак — столько-то. Все эти методы будут способствоватьразвитию чувства времени у детей дошкольного возраста Полезно создавать у дошкольников практическое ощущение длительности разных отрезков времени (одна минута, три-пять минут, полчаса, час и т. д.). Скажем, предложите малышу посидеть молча, без движения одну минуту, чтобы почувствовать, как долго она длится.
Затем в течение той же минуты предложите ему поиграть с мячом, или порисовать, или заняться каким-либо другим делом. Такие задания не только помогут ему реально ощутить длительность минуты. Он почувствует, что сама эта длительность по-разному воспринимается в зависимости от того, чем она заполнена.Связывайте представление детей о времени с их пространственными представлениями, с тем или иным объемом ребячьей деятельности. Скажем, на какое расстояние от данного места можно отойти в течение одной минуты? Научившись считать,ребенок старшего дошкольного возраставыразит это расстояние в шагах. Одновременно он обнаружит, что в минуту шагов может быть больше или меньше, смотря по тому, насколько быстро шагать. Так практически в детском сознании укрепится представление о разных возможностях минуты — в зависимости от темпов и интенсивности деятельности. Такого рода упражнения можно проводить в ходе различных детских занятий и игр, беря также разные временные промежутки. По мере того какчувство времени будет развиваться у ребенка, сами задания полезно усложнять. Скажем, дать ему какое-либо поручение и попросить прикинуть, за какое время он сумеет его выполнить. А потом проверить по часам. Или, наоборот, после выполнения поручения попросить определить, сколько минут он затратил на него. И сверить по часам с действительным расходом времени. Такой навык принесет неоценимую пользу школьнику, когда ему придется планировать свои учебные занятия, общественные дела, домашние обязанности и надо будет наперед более или менее точно рассчитывать свое время. Уже рано, в старшем дошкольном возрасте, ребенок может научиться практически пользоваться часами. В доступной форме покажите и объясните ему функции секундной, минутной и часовой стрелок. Назначение первых двух он непосредственно усвоит, связывая их движение с длительностью своих игр, занятий, с выполнением того или иного поручения и временем, в которое оно укладывается. Назначение часовой стрелки он лучше усвоит, сопоставляя ее движение с общим распорядком дня и переходом от одного вида деятельности к другому. Чувство времени воспитывается не только на основе ориентации в пределах минут, часов, суток. Важно научить детей ориентироваться и в более крупных промежутках времени— неделя, месяц, год. Для этого полезно опираться как на постоянные явления и события (сезонные явления природы, праздничные календарные даты, выходные дни), так и на отдельные памятные события, имевшие место в семье, в школе. Познакомьте ребенка с понятиями года, месяца, недели, с последовательностью месяцев в году и дней в неделе. Ему можно дать поручение: следить за календарем, отрывать листки, помнить, какой ныне год и месяц, какой сегодня день. С первых детских лет развивайте у ребенка ощущение ценности времени. Учите измерять его и разумно распределять в течение дня, воспитывайте отвращение к пустому времяпрепровождению. Уже младший школьник должен обладать хорошоразвитым чувством времени: знать, сколько часов он занят в школе, сколько времени требуется для приготовления уроков, как долго он может гулять, точно, без опозданий являться на занятия или возвращаться домой, обладать общей привычкой к четкому соблюдению режима. От умения ориентироваться во времени во многом зависят школьные успехи ребенка, поэтому приступить кразвитию чувства времени у детейважно ужев старшем дошкольномвозрасте. В результате всех этих усилийу детей уже дошкольного возрастане толькоразовьется чувство времени, но и прочно закрепится потребность беречь каждый час, сложится стойкое отвращение к пустому, бездеятельному времяпрепровождению. Они приучатся сознательно рассчитывать свое время, разумно распределять и, главное, рационально и экономно его использовать. И это позволит им не только успешно учиться, но и много читать, заниматься спортом, искусством, жить разносторонней жизнью. Знакомство с единицами времени разумнее выстроить в соответствии с принципами целесообразности, то есть в соответствии с жизненной ситуацией, с теми явлениями, с которыми ребенок сталкивается чаще всего. Это могут быть и времена года, и месяцы, и дни недели, и время суток. Время является регулятором жизни и учебной деятельности ребенка с первого класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различия. Ко всем требованиям, которые предъявит ребенку школа, ко всем видам деятельности, которые ожидают ребенка в школе, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.
Если вы хотите такой жизни для своих детей — научите их ценить время.