Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
|
Упражнения на развитие слухового внимания: |
|
Отгадай, что звучит |
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, а какой - погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук. |
|
Солнце или дождик |
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками "гулять" или "прятаться". |
|
Разговор шепотом |
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко. |
|
Посмотрим, кто говорит |
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них "как говорит". Затем изобразите "голос" одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так "говорит". |
|
Слышим звон и знаем, где он |
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. |
|
|
Упражнения на развитие фонематического слуха:
|
|
Подскажи словечко |
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: "Спать пора, уснул бычок…", "Уронили мишку на пол…", "Наша Таня громко плачет"). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова. |
|
Маленький учитель |
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка "объяснить" игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова. |
|
|
Игры со звуковыми символами: |
Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками (звук "а" - большой полый круг; звук "у" - маленький полый круг; звук "о" - полый овал; звук "и" - узкий красный прямоугольник). смотреть образец Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: "а", "у", "о", "и". Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий. |
Ход занятия:
|
покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы |
|
соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет "ааа", паровоз гудит "ууу", девочка охает "ооо", лошадка кричит "иии") |
|
произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ ("Когда мы произносим звук "а" - рот широко открыт; когда произносим "у" - губы вытянуты в трубочку; при произнесении "о" - губы выглядят как овал; при произнесении "и" - губы вытянуты в улыбку") |
После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходит к заданиям:
|
Поймай звук |
Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук. |
|
Внимательный малыш |
Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ. |
|
Дирижер |
Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно. |
|
Архитектор |
Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости. |
|
Хорист |
Пропеваем заданный звук с разными интонациями. |
|
Сломанный телевизор |
Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями. |
|
Звуковые песенки |
Предложите ребенку составить звуковые песенки типа "ау" (дети кричат в лесу), "уа" (плачет ребенок), "иа" (кричит ослик), "оо" (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему. |
|
Кто первый |
Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного "а", "о", "у" или "и". Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, "У-у-у-утка"). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ. |
|