|
Осень |
Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева. |
Игры: "Что бывает осенью" "Один - много" "Какой предмет лишний" |
|
Весна |
Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать вместе с ним по воде кораблики. |
Игры: "Что бывает весной" "Какой предмет лишний" "Назови ласково" "Разрезные картинки" (кораблик). |
|
Зима |
Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства; принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают. |
Игры: "Что бывает зимой" "Какой предмет лишний" "Назови ласково" "Собери фигуру" (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков). |
|
Праздник Новогодней Ёлки |
Предварительная подготовка: рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки; спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые; задать вопросы ребенку о цвете игрушек. |
Игры: "Один - много" "Назови ласково" "Что на елке, что под елкой": игра на обучение правильному употреблению предлогов "на" и "под". "Собери фигуру" (ёлка из трех разных по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников). |
|
Лето |
Предварительная подготовка: на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое; рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка, какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт. |
Игры: "Что бывает летом" "Один - много" "Какой предмет лишний" "Назови ласково" "Игры с водой": покажите ребенку на примерах различие между глаголами "наливать", "выливать", "переливать", "доливать", "лить". |
|
Овощи |
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства. |
Игры: "Чудесный мешочек" (оба варианта) "Один - много" "Назови ласково" "Загадки зайца" "Что пропустили" "Поваренок": попросите ребенка "приготовить" вам салат из овощей (ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить, как он будет готовить это "угощение" / брать, мыть, чистить, резать, варить / ). |
|
Фрукты |
Тема прорабатывается аналогично теме "Овощи". |
|
Игрушки |
Игры: "Загадки Зайца" "Один - много" "Что убрали" "Назови ласково" "Чудесный мешочек" (2 вариант) "Разрезные картинки" (матрешка) "Чего не хватает" (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса). |
|
Одежда |
Игры: "Назови ласково" "Один - много" "Чего не хватает" (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины) "Кто во что одет": ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать ee ("У Маши - платье, а у Пети - рубашка и брюки."); взрослый может помогать ему наводящими вопросами. "Уложим куклу спать": ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка ("Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула, потом снять маечку…"); затем ребенку нужно задать вопросы типа "Что нужно снять сначала, что потом?". "Кукла проснулась": игра, противоположная предыдущей. "Нарядим куклу": приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка ("Наденем кукле красное платье; у платья есть рукава и карманы…"); затем ребенку нужно задать вопросы типа "Где у платья рукава, а где карманы…?"). |
|
Чайная посуда |
Игры: "Что убрали" "Один - много" "Разрезные картинки" (чашка, блюдце) "К кукле пришли гости": взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и что надо накрыть на стол; а ребенок выполняет поручения взрослого ("Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца…"); затем взрослый задает ребенку вопросы типа "Какого цвета блюдце, какого цвета чашка, что можно пить из чашки…?". "Ложка и стакан": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "за", "из" (взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах: "Я положил ложку в стакан, я вынул ложку из стакана, я положил ложку за стакан…"). |
|
Дом |
Игры: "Назови ласково" "Один - много" "Мой дом": на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома (окно, стена, крыша, дверь, труба); определите, высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа "Через какую часть дома люди заходят и выходят…?". "Кошкин дом": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "на", "из", "под" (приготовьте игрушечный дом и кошку или их "картонные заменители"; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка; покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать те же действия и помогите ему при необходимости). "Разноцветная улица": приготовьте картонные дома разных цветов и размеров и "постройте" вместе с ребенком улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов. "Строитель": постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте свои действия ("Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу…"); задавайте ребенку вопросы типа "Что мы поставили сейчас, какого цвета кубик…?"; можно усложнить игру, построив целый город). |
|
Мебель |
Предварительная подготовка: показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить, для чего предназначена. |
Игры: "Один - много" "Назови ласково" "Спрячь мячик": игра на обучение правильному употреблению предлогов "около", "на", "за", "под" (ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул…"). "Мастер": ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый комментирует действия ребенка ("Сейчас мы сделаем стул для куклы, мы будем строить стул из кирпичика и кубика… Какого цвета кубик?"). |
|
Человек |
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны, что они делают (например: "Это глаза; они нужны для того, чтобы смотреть; глаза могут моргать, открываться, закрываться, жмуриться… "). |
Игры: "Один - много" (части тела) "Назови ласково" "Доктор": (предложите ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок; пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова \ нога \ рука; "врач" должен осмотреть больного и полечить его; затем "пациент" и "доктор" меняются ролями. "Два и две": игра на обучение правильному употреблению числительных "два" и "две" (объясните ребенку перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов). |
|
Домашние животные |
Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу (например: "Какого цвета шерсть у этой собачки, покажи ее хвостик, где собачка живет?"). |
Игры: "Один - много" "Собери фигуру" (конура: квадрат, треугольник и кружок) "Помоги маме найти своих детенышей": ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своих детенышей; ("Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их."); ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки). "Назови ласково" "Кто где спрятался": игра на обучение правильному употреблению предлогов (взрослый прячет игрушечное животное под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка?" (под стол) "Правильно, собачка под столом"). "Кто как кричит": взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч. "Кто чем питается": показать ребенку картинку с изображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать. |
|
Домашние птицы |
|
Дикие животные |
Темы прорабатываются аналогично теме "Домашние животные". |
|
Насекомые |
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики. |
Игры: "Один - много" "Разрезные картинки" "Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали"). |
|
Птицы |
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у птиц крылья, где лапки, где клюв. |
Игры: "Один - много" "Собери фигуру" (голубятня: квадрат и треугольник) "Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали"). |
|
Транспорт |
Предварительная подготовка: ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами, объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины. |
Игры: "Один - много" "Чудесный мешочек" (1 вариант) "Где сейчас машина": игра на тренировку предлогов ("Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом…"). "Собери фигуру" (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат). |
|